Как я обрабатываю фотографии

Как я уже неоднократно писал, во время съемки я не использую градиентные фильтры, а снимаю несколько кадров с брекетингом и собираю готовую фотографию градиентными масками на компьютере. Не скажу, что этот способ абсолютно универсален. К примеру, при фотографировании с рук или в движении (с лодки, к примеру) будут проблемы с совмещением кадров, а при съемке моря на длинной выдержке будут неувязки с разных характером размытия воды. Для упомянутых выше случаях все же лучше использовать фильтры.

Сегодня я хочу показать типичный для меня процесс обработки фотографии, снятой без фильтров, методом брекетинга. Исходный материал: три кадра с разной экспозицией. Снимаю я чаще всего в режиме брекетинга: 0, -2, +2. Для начала нужно проявить их в RAW-конверторе.

Я работаю с Nikon Capture NX. В подавляющем большинстве случаев все ограничивается ползунками в окошке Quick Fix. В первом кадре меня интересует район горизонта, поэтому я повышаю контраст, чтобы игра света на дальних холмах выглядела выигрышнее всего. Затем подтягиваю тени ползунком Shadow Protection. При этом я не обращаю никакого внимания на темный передний план и пересветы в небе.

Эта экспозиция снята с максимальными деталями на переднем плане и полностью проваленным небом. Здесь меня интересуют только нижняя часть кадра. Так как снимок получился немного светлым, я корректирую экспозицию на -0.35 ступени и повышаю контраст. Все значения выбираю на глаз. Никаких чисел или диапазонов заранее в голове не держу. В конце чуть подтянул света, но можно было этого и не делать. В результате получил картинку с хорошими деталями и контрастом переднего плана.

Здесь меня интересует только небо. Для начала подправляю экспозицию, чтобы картинка стала чуть светлее. Затем добавляю контраст и подтягиваю тени, чтобы дальние холмы не провалились в черное.

Открываю все три картинки в Фотошопе. Совмещаю их в одном файле в три слоя. Самый нижний — это средняя экспозиция. Это как бы основа с неплохой проработкой в середине кадра, но не очень хорошими деталями вверху и внизу. Сверху я помещаю самый светлый кадр. И еще сверху — самый темный. Такой порядок слоев я выбираю всегда.

Отключаю отображение верхнего слоя, добавляю светлому слою маску и рисую на ней черно-белый градиент. Жесткость перехода подбираю экспериментально, чтобы он не был заметен на фотографии.

Включаю верхний слой и повторяю ту же операцию с градиентной маской.

Сливаю все слои в один и перевожу картинку в пространство Lab. Мне нужно чуть увеличить контраст и слегка добавить насыщенности, так как цвета «из камеры» чаще всего получаются жухловатыми (но не всегда). Контраст я повышаю кривыми в канале Lightness. Почему в Lab, а не RGB? Работа с каналом Lightness не затрагивает цвет, только яркостную составляющую.

После увеличения контраст передний план мне показался немного темноватым, поэтому я осветлил картинку при помощи уровней и градиентной маской оставил влияние корректирующего слоя только на камни впереди.

Последний этап — добавление насыщенности. Делаю это, круто задирая кривые каналов a и b и выставляя прозрачность этого слоя на 15%. Значение прозрачности подбираю на глаз, но обычно это от 8 до 16, в зависимости от снимка.

В конце мне захотелось сделать фотографию чуть более теплой. Для этого я в уровнях немного сместил правый ползунок канала b, тем самым слегка сместив баланс цветов в сторону желтого.

В качестве посткриптума приведу пример фотографии, где обработка вовсе не потребовалась, за исключением пары мелочей. Вот «сырой» внутрикамерный JPG:

А вот готовая фотография. Здесь чуть-чуть добавлен контраст и устранен небольшой пересвет в небе.

В конце я еще чуть-чуть сместил баланс цветов в теплую сторону. Однако все это косметика. Фотошоп не может заменить хороший свет и я буду и буду продолжать твердить одно и то же. Обработка важна и пренебрегать ей не стоит. Однако не нужно видеть в ней философский камень. Его вообще не существует в фотографии. Хороший снимок состоит из множества мелочей и правильных решений. Поэтому со всей серьезностью нужно относиться ко всем этапам работы. Обработка — лишь один из них. И умение работать с фотографией в редакторе понадобится только тогда, когда у вас в руках будет достойный материал для такой работы.

P.S. Предлагаю всем, кто хочет научиться обработке пейзажных кадров, свою электронную книжку «Пейзаж в темной комнате» о продвинутых методиках обработки.

  • http://photoboke.ru/ Эдуард

    Спасибо Евгений , очень познавательно!

  • Дмитрий Овчинников

    Пусть с запозданием, но спрошу — как Вы определяете выдержку «среднего» кадра? Дело в том, что кто-то, стараясь избежать выбитых участков неба, делает точечный замер по самому светлому участку и вводит коррекцию, кто-то еще как-то, но на закате-рассвете освещение меняется слишком быстро, хороший свет может уже через минуту-две пропасть. И балланс белого. Вы его как-то специально выставляете или пользуетесь стандартными режимами?

    • http://www.fotografia.com.ua/ Евгений Тимашёв

      Снимаю в режиме приоритета диафрагмы. Ориентируюсь по экспонометру в матричном режиме. Делаю 2-3 пристрелочных кадра для определения экспозиции «среднего кадра». Этот момент сильно зависит от камеры и от того, какие режимы брекетинга она предлагает. Если есть последовательные режимы, когда экспозиция каждого последующего кадра увеличивается на заданный шаг, тогда достаточно 2-3 пристрелочными кадрами найти экспозицию без выбитых светов и затем включать брекетинг. Если в камере есть только режим брекетинга, в котором делается сначала средний кадр, а потом от него один — темнее, один — светлее, то можно, как вы предложили. Найти вариант, когда на пристрелочном кадре нет выбитых светов, ввести поправку на шаг брекетига и снимать. В процессе съемки контролировать каждую серию по экрану. Если свет меняется, экспозиция «уплывает». Такие моменты нужно отлавливать и вводить экспокоррекцию дополнительно.
      Баланс белого чаще всего у меня пресетом задан: пасмурно.

      • Дмитрий Овчинников

        Спасибо Вам, буду пробовать.

  • Евгений

    Добрый день. Скажите пожалуйста, включаете ли вы при этом предварительный подъем зеркала ? Чтобы быстрее камера фотографировала с брекитингом … Спасибо.

  • vs40

    Здравствуйте, Евгений!
    Очень полезная статья!
    А за эти 5 лет у вас ничего не изменилось в процессе обработки? Может нашли для себя новые приемы и техники?
    Было бы интересно почитать, что изменилось за эти 5 лет.

    • http://www.fotografia.com.ua/ Евгений Тимашёв

      В конце января-начале февраля у меня выйдет электронная книга по обработке. Там будет все, чем я пользуюсь сейчас.

    • http://www.fotografia.com.ua/ Евгений Тимашёв

      Книжка выйдет тут: http://www.fotolandscape.com/
      Но и в блоге я ее, конечно, анонсирую.