Фотография и настроение

Почитываю я время от времени блог Пола Мелчера. Это такой крутой дядька, который очень здорово разбирается в лицензировании фотографий вообще и стоковом бизнесе в частности. Собственно, и блог у него про это. Любит он поразмышлять о текущих делах и будущем стоковой фотографии. Ну а поскольку он глубоко в теме и знает много чего изнутри, большая часть постов у него критическая. Тем сильнее выделяются в общей массе светлые и позитивные мысли.

Хуаньшань, Китай

Китай, Хуаньшань

И вот как раз недавно я прочитал у него такой светлый и позитивный пост. Касался он Чемпионата мира по футболу. Пол подметил, что в трансляциях очень часто возникают врезки с камер super slow motion с крупными планами футболистов и тренеров. Сначала его эти вставки раздражали. Хотелось взять пульт и промотать поскорее. Однако, потом он прочувствовал и понял, зачем на самом деле они нужны. Обычная теле-картинка с футболом очень информативно показывает развитие событий на поле. Кто кому пас отдал, кто куда побежал и т.д. По ней люди наблюдают за матчем. А вот сильно замедленные крупные планы служат для того, чтобы передать телезрителям эмоции, царящие на поле. Эти вставки — это по сути фотографии. Это остановленные во времени мгновения, выхваченные из стремительного потока времени. И использование slow motion для этой цели как никогда оправдано.

И ведь правда. Когда зритель рассматривает фотографию, чаще всего он оценивает ее с позиции «цепляет/не цепляет». Есть ли эмоция, есть ли настроение? В своей электронной книжке по пейзажной фотографии я много раз возвращаюсь к одной и той же мысли — фотография должна создавать настроение. Настроение, которое испытывал фотограф во время съемки. Или даже любое другое настроение. Но настроение. У зрителя должны появиться эмоции, сопереживание. И очень важно, что фотография решает эту задачу идеально. Она решает ее лучше видео, потому что видео работает по другим законам. Именно поэтому, несмотря на стремительный технический прогресс, особенно в области компьютерных технологий, фотография всегда будет востребована и нужна. Потому что она умеет остановить мгновение и выхватить из времени то, что мало кто смог бы увидеть сам, своими глазами.