Про технику и язык фотографии

Мне довольно часто доводилось видеть сетевые дискуссии и баталии о том, лучше ли снимать на полнокадровую матрицу или кроп также неплох. Недавно, вот, в ЖЖ Павла Косенко прошел пост о субъективных впечатлениях от цифровой среднеформатной камеры, который тоже вызвал шквал мнений (я там в комментариях таких слов начитался, о которых раньше понятия не имел). В основном спорят по поводу динамического диапазона, шумах, детализации и таких субъективных вещах, как «пластика» и в целом «картинка».

Туман в Хуаншань, Китай

В любом ремесле есть два аспекта: технический и творческий. Фотография — не исключение. И если мы хотим говорить о фототехнике, давайте пытаться делать это с позиции творчества. Сколько на снимке шумов, какие фильтры были использованы при съемке, как был уплотнен динамический диапазон сцены — все эти вещи не имеют никакого значения для зрителя. Он не отличит одну матрицу от другой, он вообще не будет думать об этом. Он увидит лишь изображение, которое получилось после целой серии принятых фотографом решений. Решений технического толка, так как все они были реализованы в виде определенных параметров и настроек фотокамеры. Но истинная цель этих решений заключается в том, чтобы совокупность разрозненных элементов пространства, вдруг, стали фотографией. Именно с таким передним планом, именно такого размера, именно с такой перспективой, именно с таким соотношением размеров всех объектов кадра.

Вот на таком уровне мне и хочется вести дискуссию о тех или иных технических решениях, приспособлениях и устройствах. Что до графиков, кривых и тестовых снимков кирпичной стены — то это тоже, наверное, интересно. Но пусть этим занимаются инженеры и технические специалисты. И самое бесполезное, что можно сделать в такой ситуации — это смешать все в кучу либо, вовсе, подменить одно другим. Мне кажется, в русскоязычном пространстве на данный момент есть большой дефицит обсуждений языка фотографии, в то время, как на издание технической фотолитературы впору накладывать мораторий. В одном закрытом почтовом листе я как-то поинтересовался, кто издает книги по фотографии. Мне тут же пришло письмо из издательства с предложением обратиться к ним, но когда я заглянул на их сайт, я увидел, что основной ассортимент книг составляют пособия по фотошопу и другим графическим редакторам, самоучители по «зеркалкам» и прочая компьютерная литература. Очень показательный, на мой взгляд, пример.

P.S. Первая редакция этого поста была в 2 раза длиннее. Однако, мною была допущена серьезная ошибка, на основе которой я строил свои рассуждения. На ошибку мне быстро указали, и все что было с ней связано я удалил. Так что если кто успел прочитать первоначальную редакцию — не обессудьте.