Музыка и фотография

Я не музыкант, а фотограф. Однако, все, что ниже говорит саксофонист Брэнфорд Марсалис как никогда созвучно с тем, что я думаю о фотографии. О том, зачем я этим занимаюсь.

«Когда простые люди слушают записи, есть определённые вещи, на которые они обращают внимание. Прежде всего, как звучит для них эта музыка. Если ценность музыкального произведения базируется на глубоком музыковедческом анализе, вы обречены на неудачу. Потому что народ, покупающий диски, ни черта не смыслит в музыкальной теории. Когда они включают Kind of Blue и говорят, что им это нравится, я всегда спрашиваю: а что именно понравилось? И люди описывают свои ощущения на физическом уровне, на интуитивном уровне, но никогда на уровне музыкальной теории.

Классическая музыка во многом находится в той же ситуации, что и джаз, разве что в классике уровень качества больше всё же базируется на музыке, чем на иллюзии в который раз придуманной новизны. Только и читаешь в дискуссиях о джазе: «Это ново? Это прогрессивно?». Послушайте, есть всего лишь несчастные двенадцать нот. Что нового вы хотите из этого получить? Неужели вы искренне думаете, что сыграете то, что до вас ещё никто не играл?

Поэтому главное, что меня заботит – хорошо ли это? Мне всё равно, есть ли в этом новизна. На свете так мало хорошего, что когда это хорошее действительно встречается, удивлению нет предела.

В джазе часто бывает так, что его аудитория состоит лишь из студентов музыкальных училищ и самих джазовых музыкантов, которые увлечённо обсуждают, насколько виртуозно и изобретательно играет их коллега. Ни слова о содержании и эмоциональной составляющей, ни слова о том, есть ли в этом любовь».

—Брэнфорд Марсалис (один из самых знаменитых саксофонистов мира). Из интервью еженедельнику Seattle Weekly (14 сентября 2011 г.). Текст взял у Алексея Иншакова.

Озеро Вермилион, Канада

Канада, Скалистые горы (Rocky Mountains), национальный парк Банф (Banff), озеро Вермилион (Vermilion Lake)

  • http://miroslavoleshko.blogspot.com/ Мирослав Олешко

    Конечно, музыка и фото совместимы. Я то благодаря музыканту полюбил фотографию (и благодаря вам Евгений).
    Музыка дает отличное вдохновение и еще не заскучать:)

  • http://teleshphoto.blogspot.com Антон Телеш

    Тоже поддерживаю его точку зрения!
    Но я интересуюсь музыкой и фотографией в равной степени, и мне кажется, что без вот этого «музыковедческого анализа» можно так и не узнать, как сделать красивую незаурядную мелодию. То есть существуют же законы гармонии (например, сочетания определённых нот друг с другом) или какие-то более практичные хитрости, которые помогают сделать из мелодии красивую мелодию. Слушатель о них может и не знать, но музыка ему будет нравиться.
    А можно создавать музыку полностью интуитивно — на слух. Подбирать что-то, зажимать разные клапаны на саксофоне — авось получится что-то красивое :-) У меня так не получается. Даже если я импровизирую что-то на гитаре или на флейте, я подсознательно всё же следую (по привычке) законам гармонии. Может, и в фотографии так же?

  • http://www.fotografia.com.ua Евгений Тимашёв

    Антон: Брэнфорд ничем не отрицает необходимость понимания технической составляющей музыки. Он говорит о другом. Он говорит о том, что люди зацикливаются на технической стороне, и в результате получается произведение, в котором нет любви. Кухня может быть какой угодно. Интуитивной или «правильной» — не важно. Если получается любовь — значит все сделано верно.

  • http://teleshphoto.blogspot.com Антон Телеш

    Евгений, спасибо за ответ!
    Про любовь очень интересно!

  • eLena

    Velikolepnoe sravnenie!
    Foto, muzika, da i ljuboe tvorcheskoe virazjenie cheloveka — peredavanie oshushenij i nastroenij.. :)
    Vedj smisl ljubogo isskustva imenno v etom, ne tak li? :)

  • Игорь

    классная фотография. Ощущение что она вот сейчас она оживет и утка начнет двигаться:).

  • http://photography-now.ru/ Стас

    Я практически в равной степени увлекаюсь музыкой и фотографией. И с Брэнфордом согласен на 200%. Когда приобрёл свою первую зеркалку очень много времени посвятил изучению технических аспектов. А потом я проанализировал свои фото и понял, что даже показать людям нечего. Всё технически правильно, но абсолютно пусто. Никогда не забуду ощущения, когда включил другу свой трек и в определённый момент песни он начал улыбаться. В этот момент я многое для себя понял.

    Любое искусство — это в первую очередь послание (чаще всего эмоциональное), переданное на достаточном техническом уровне.