Непрофессиональная фотография

Чтобы хоть как-то ориентироваться в окружающем их хаосе, люди, все мы, склонные делить явления, вещи и других людей на какие-то понятные категории. Например у фотографов есть любители и профессионалы. Так даже в фотоконкурсах частенько номинации дробят: вот тут у нас профессионалы (это те, у которых такая профессия и они снимают за деньги), а вот тут у нас любители (это те, кто для души). Вокруг этого всегда возникают споры и недопонимания. А вот если в основном для души, но иногда за деньги — это кто? Или, скажем, фотография — это работа, но то, что послал на конкурс, снимал для души — это как? Но, даже если отбросить все эти нюансы, в первом приближении у большинства людей срабатывает очень стойкие связи: профессионал — хорошие фотографии, любитель — похуже (могут быть и хорошие, но все равно похуже).

И вот из-за вот этих ментальных связей мы теряем главную и сущностную вещь. Профессионал и непрофессионал — это две стороны одной и той же медали. Как не бывает однозначно плохих и однозначно хороших людей, так не бывает любителей и профессионалов отдельно. Каждый человек, который создает фотографии в разные моменты жизни может быть как профи, так и не профи.

Хибины, пейзаж

Вот, скажем, есть человек, который неплохо снимает, пробует разные жанры, развивается, читает книги, учится, у него действительно выходят очень хорошие чувственные и интересные фотографии. Он делится результатами в блоге, с удовольствием общается с другими фотографами. В эти моменты он самый настоящий любитель. Он любит то, чем он занимается, и он будет продолжать это делать, потому что он видит для себя в этом большой смысл. И вот ему, вдруг, предлагают сделать фотосессию за деньги. Это очень волнительный момент, потому что это такой показатель, что ты действительно умеешь создавать что-то интересное другим людям, это форма признания. Он соглашается, и в этот момент на сцене появляется профессионал. Он готов применить свои навыки и умения, чтобы получился хороший результат, который устроит клиента. Если после этого заказов станет больше, все равно внутри человека останутся и любитель, и профессионал, которые будут делить между собой его внимание.

Под таким углом разница между любителем и профессионалом становится очень ясной и прозрачной. Профи — это состояние (подчеркну, состояние, а не группа людей), когда фотограф находится в рамках интересов другого человека (клиента). Внутри этих границ он может быть невероятно креативным, он может рассказывать интересные истории и смотреть на вещи под необычным углом. Но, все же, у него будут рамки, навязанные извне. Он должен постоянно оглядываться еще на кого-то. Не обязательно во всем соглашаться и потакать, но оглядываться — непременно. «Непрофи» — это тот же самый человек, который также хорош и интересен в своих фото высказываниях, но… у него нет рамок. Точнее, границы все-же существуют, но все они устанавливаются только им самим, тем, какой он человек. И ему не нужно оглядываться на кого бы то ни было.

Когда человек занимается непрофессиональной фотографией, он копит энергию. Проекты, мечты, хороший результат, творческая реализация — все это позволяет ему расти, становиться лучшим фотографом и лучшим человеком. В профессиональной фотографии он эту накопленную энергию тратит. И если, вдруг, он не будет заботиться о поддержании баланса, в какой-то момент энергия полностью иссякнет, и фотография перестанет приносить радость. Вот почему так важно, даже самому востребованному и занятому профессионалу, находить время для того, чтобы возвращаться к началу своего пути и заниматься непрофессиональной фотографией.

Общаясь в сети и на своих мастер-классах с большим количеством начинающих фотографов, я не раз слышал в высказываниях многих из них мысль о том, что фотографии они пока делают для себя, и что пока продавать их они не собираются. И всякий раз я спотыкался вот на этом их «ПОКА». Почему-то так принято считать (это действительно очень распространенная мысль), что конечной целью обучения фотографии является зарабатывание денег. Да, быть может она не для всех достижима, но все-таки очень желанна. Каждый раз, когда я слышу это «ПОКА», мне сразу хочется задать вопрос «ЗАЧЕМ?». Зачем сразу быть готовым к тому, что когда-нибудь у тебя появятся рамки и тебе нужно будет оглядываться на других людей, сверяя свои ощущения от результата с ними? Почему рамки лучше, чем их отсутствие?

Мы все всегда начинаем учиться вместе с нашим внутренним «непрофи». Мы растем вместе с ним, делаем сотни волнующих открытий, мы живем с ним душа в душу. Мы вместе копим такую важную и необходимую творческую энергию. Не предавайте своего непрофи вот так просто и сразу. Ставьте действительно важные для вас цели: понимать себя и свой взгляд на мир через фотокамеру, развивать свое умение пользоваться языком фотографии, становиться интереснее, как личность. Все это возможно только если вы занимаетесь непрофессиональной фотографией. Не забывайте об этом.

Приглашаю: мои мастер-классы и фототуры на 2016 год.

Следите за мной в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Instagram.